«Школьная идея»: зачем нужна научная коммуникация между школьниками, учителями и учеными

«Школьная идея»: зачем нужна научная коммуникация между школьниками, учителями и учеными

Лауреаты III Научно-практической конференции школьников «Школьная идея» готовятся представить Москву  в составе сборной делегации и показать свои проекты на международной научной выставке MILSET Expo-Sciences Vostok в Алма-Ате

 Лауреаты III Научно-практической
конференции школьников «Школьная идея» продолжают научную
деятельность, некоторые из них готовятся представить
Москву  в составе сборной делегации и показать свои
проекты на международной научной выставке MILSET Expo-Sciences
Vostok в Алма-Ате (Казахстан). Что такое «Школьная идея» и
научная работа в школе,  рассказывают сами
ребята. 

Отличительная особенность конференции «Школьная идея» –
направленность на научную коммуникацию между школьниками,
учителями и учеными и на дальнейшее развитие проектов. Ученые,
выступая в качестве экспертов, отмечают сильные и слабые стороны
работ и дают рекомендации по научной части. Таким образом,
участники на очном этапе не просто представляют свои проекты, а
полностью погружаются в атмосферу научной конференции.

 

Директор школы № 1574 Елена
Купрова: 
«Навык публичной защиты,
представление исследовательских работ перед широкой ученой
общественностью – это те надпрофессиональные компетенции, которые
нынешним ученикам понадобятся в дальнейшем не только в научной
сфере. Этот опыт очень может пригодиться в повседневной и
трудовой жизни. Еще и поэтому научные занятия в школе очень важны
и позитивно влияют на школьные результаты и школьную атмосферу в
целом».

 

  Углубиться в биологию

Ученица 11 класса школы № 1520 им. Капцовых Любовь
Тросиненко, изучая биологию, обратила внимание на
лишайники. Два года занималась кропотливой и увлекательной
работой по изучению уникальных по своей природе организмов,
проводила часть практической работы на базе биологического
факультета Московского государственного университета, в разных
районах Москвы и Московской области. В итоге стала
дипломантом I степени
на III Научно-практической конференции школьников
«Школьная идея» с темой «Лишайники-биоиндикаторы окружающей
среды».

«Для меня было важно представить свой проект на научную
конференцию, чтобы получить экспертную оценку своих
идей»,
 – говорит Любовь.

В академическом классе школы №1520, где она
учится,  особое внимание уделяется  углубленному
изучению биологии, химии и математики. Параллельно с учебой
ребята выполняют учебный проект — свое первое научное
исследование, которое длится в зависимости от выбранной темы
один-два года, иногда и более, продолжаясь уже в институте.
Большинство ребят выбирают биологический проект по самым
разнообразным направлениям — от изучения бактериальной
люминесценции до влияния питания на организм человека, от
экспресс-диагностики малярии до выращивания хищных растений. Свои
исследования они проводят не только в школе, но и в лабораториях
МГУ и других вузов столицы, а также на базе 
научно-исследовательских институтов.

«Научная работа  важна для каждого школьника, который
заинтересован в своем развитии и дальнейшем продвижении в
профессии. Собственная исследовательская работа учит нас
анализировать информацию, выделять главное, достигать результата.
Я учусь в классе естественнонаучного профиля и планирую связать
свою жизнь с наукой. После окончания школы мечтаю поступить в МГУ
на факультет фундаментальной медицины. В будущем меня ждёт немало
научных работ и конференций, поэтому я рада, что у меня есть
возможность со школьной скамьи попробовать свои силы в
научно-практических конференциях»,
 - рассказывает
Любовь Тросиненко.

Задуматься об экологии

Многие ли задумываются  о том, какое действие на экологию
оказывает применение в быту синтетических моющих средств? Ведь,
после очистки посуды, остатки моющих средств попадают в общую
канализационную систему, а попадая в природу, продолжают свое
действие. Ученицы 10 класса школы № 1574 Мария Иващенко,
Анастасия Ушакова и Мария Люляева не просто задумались, они
провели целое исследование на тему «Изучение влияния
синтетических моющих средств на жизнедеятельность водных и
наземных растений», в котором выяснили, как и с какой скоростью
разные концентрации средств для мытья посуды и шампуней влияют на
клетки, хлоропласты, прорастание семян и развитие корней и почек
проростка растений. Делали это с помощью микроскопии в системе in
viva, фотоколориметрии и, создав соответствующие модельные
системы, выяснили механизм происходящих процессов.

«В СМИ был продемонстрирован сюжет, в котором утверждалось,
что, попадая в водоем, синтетические моющие средства увеличивают
скорость и влияют на качество размножения растений этого водоема.
В этом, по мнению авторов сюжета, одна из причин зарастания
водоемов водорослями. И мы захотели проверить — действительно ли
это так? С этой идеей мы подошли к нашему учителю биологии Елене
Николаевне Феоктистовой, заинтересовали и ее. Сначала нам
показалось, что проверить это достаточно просто, но, обратившись
к соответствующей научной литературе по данной тематике,
обнаружили, что подобных исследований крайне мало. И еще,
оказалось, что существующие способы проверки не совсем нам
подходили. Поэтому нам самим пришлось создавать модельные
биологические системы, изучая которые мы пришли к обратному
выводу! Синтетические моющие средства на самом деле угнетают
размножение растений в водоемах, хотя, в специально
организованных условиях могут активизировать проращивание семян
растений»,
 – рассказывает Мария Иващенко.

Результаты своей работы ребята представили на конференции
«Школьная идея» и получили заслуженное признание.

«Наш научный руководитель очень помогла нам определиться со
стратегией исследования, с тем, на какие стороны изучаемого
явления следует обратить особое внимание. И все-таки, несмотря на
то, что нас было трое, и каждый вносил в ходе исследования свои
предложения, мы не все предусмотрели. На конференции, в процессе
общения с экспертами – молодыми учеными, мы получили очень много
ценных замечаний, над которыми планируем работать и дальше»
,
– поясняет Анастасия Ушакова.

Создание общего пространства для научного общения, обмен мнениями
со старшими коллегами (а именно так молодые ученые относятся к
школьникам на этой конференции – как к равноправным коллегам)
позволяют определить дальнейшие шаги в выбранном направлении для
исследований, понять сильные и слабые стороны выбранных методов,
а иногда получить вполне законную «подсказку» – как выполнить то
или иное исследование лучше, точнее.

«Скидок на юный возраст нам не делали! Иногда было очень
трудно донести до экспертного жюри свою позицию – ведь часто
ученые воспринимают конкурсные работы с точки зрения уже
устоявшихся подходов. Мы же предлагали свое видение, подыскивали
аргументы, обосновывали нашу позицию полученными результатами и,
в конце концов, убедили членов жюри в правильности наших
выводов
», – рассказала Мария Люляева.

Сейчас трио исследователей под кураторством научного руководителя
готовится к участию международной выставке MILSET Expo-Sciences
Vostok в Алма-Ате (Казахстан). Команда школы № 1574 планирует
летом представлять доработанный проект уже на суд международной
общественности. Подготовка идет очень насыщенно: дети продолжают
консультироваться у специалистов из Российского
химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева,
обрабатывают последние статистические данные, разрабатывают
отдельные направления проекта в соответствии с рекомендациями,
полученными на конференции. Развитие проекта не остановилось на
его успешной защите – в этом еще одна положительная сторона
конференции «Школьная идея».

      Рассмотреть одно
понятие с разных сторон

Интегрированный урок, а точнее межпредметная и метапредметная
деятельности, – это особый тип урока, объединяющий в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении
одного понятия, темы или явления. Этой темой заинтересовалась
одна из самых юных участниц прошедшей конференции «Школьная
идея», ученица 7 класса школы №1950 Александра
Кириченко. Об этом она рассуждала в своей
работе «Вольность и союз наук…», или интегрированные
уроки» на примере фразеологии.

Московская образовательная среда позволяет ученикам проявить себя
в мире науки уже со школьной скамьи, продемонстрировать свои
навыки, высказать свое мнение, донести свою идею. Помимо так
необходимой ребятам научной коммуникации между школьниками,
учителями и учеными,  на научной конференции «Школьная
идея»  ярко проявилось желание школьников усваивать сложный
материал.

«Я никогда не могла себе представить, что такое научное
приключение могло совершиться со мной, и оно не завершено.
Лауреаты конференции в июне смогут поехать в Казахстан, и там,
уже на международном уровне, продемонстрировать свои идеи. 
Поэтому я хотела бы каждому сказать, что мечты сбываются, главное
трудиться, учиться и мечтать! Думаю, в следующем году многие мои
одноклассники попробуют свои силы на этой конференции, каждый
сможет воплотить свою идею в жизнь и хотя бы на день окунуться в
ту удивительную атмосферу научных тайн, которые ждут, когда их
раскроет новое поколение ученых»,
 – говорит Александра.

Участие в конференции – это не урок на оценку, хотя, конечно,
знания по предмету, а иногда и по целому спектру школьных
предметов нужны, и немалые. Исследовательская работа требует
много времени и многих знаний, часто за рамками школьной
программы, и молодые ученые это понимают и помогают дельным
советом, направляя и поддерживая младших коллег.

     Справочно

Конференция «Школьная идея» – это площадка, на которой учащиеся
5-11 классов образовательных учреждений демонстрируют результаты
своей проектно-исследовательской деятельности. На очный
финал III Научно-практической конференции школьников «Школьная
идея» результаты исследований привезли ребята из более, чем 10
регионов России. Большинство проектов было представлено
участниками из московских и подмосковных образовательных
учреждений. В качестве экспертов выступили ученые из
академических институтов и ведущих вузов
Москвы. Организаторы конференции – Совет молодых ученых
Российской академии наук и Автономная некоммерческая
организация «Центр научно-технического развития». III
Научно-практическая конференция школьников «Школьная идея» была
подержана Фондом президентских грантов. Следующая конференция
запланирована на ноябрь 2020 года.

 

Фото [Департамент образования и науки города Москвы]

Источник: scientificrussia.ru